понедельник, 24 декабря 2012 г.

Вложенный циклы с параметром

1. Выполните самостоятельно

1) Вычислите значение переменной a после выполнения алгоритма:
2) Чему будет равно значение переменной s после выполнения программы?

2. Вложенные циклы

1) Блок-схема цикла for

2) Блок-схема вложенного цикла
3) По данным блок-схемам запишите вложенные циклы:
4) Определите значение целочисленной переменной s после выполнения следующих операторов:


вторник, 18 декабря 2012 г.

Цикл с параметром (продолжение)

1. Задания для решения без компьютера

1) Запишите значение указанной переменной после выполнения алгоритма:
2) Сколько раз будет выполнено тело цикла for?
3) Найдите ошибки в записи оператора цикла for:

2. Программируем цикл с параметром

Решаем (частично вместе) следующие задачи:
  • for33;
  • for34;
  • for35.


понедельник, 10 декабря 2012 г.

Урок 13. Цикл с параметром


1. Оператор цикла c параметром (for)

Синтаксис:
for переменная:=значение1 to значение2 do оператор
или
for переменная:=значение1 downto значение2 do оператор

Оператор for вызывает оператор, находящийся после слова do, по одному разу для каждого значения в диапазоне от значения1 до значения2.

Переменная цикла, начальное и конечное значения должны иметь порядковый тип. Со словом to, значение переменной цикла увеличивается на 1 при каждой итерации цикла. Со словом downto, значение переменной цикла уменьшается на 1 при каждой итерации цикла. Не следует самостоятельно изменять значение управляющей переменной внутри цикла.

2. Решение задач по теме

Вместе рассмотрим решение следующих задач (стр. 25):

  • for1;
  • for2;
  • for3;
  • for7.

Самостоятельно:

  • for8;
  • for9;
  • for15;
  • for17.



Задания ВОШ 2012 по информатике

понедельник, 3 декабря 2012 г.

Урок 12. Зачет по теме "Ветвление"

1. Домашнее задание

Рассмотреть решение олимпиадной задачи

2. Зачет

Тема "Ветвление": 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 26 27, 28.
Тема "Оператор выбора": 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 20.

понедельник, 26 ноября 2012 г.

Урок 11. Подготовка к районной олимпиаде

1. Рассмотреть решение ДЗ

program case18;
var a, a0,a1,a2: integer;
s:string;
begin
writeln('Дано целое число в диапазоне 100–999. Вывести строку-описание данного числа, например: 256 — «двести пятьдесят шесть», 814 — «восемьсот четырнадцать».');
write('Введите целое число от 100 до 999: ');
read(a);
a2:=a div 100;
case a2 of
1 : s:='сто ';
2 : s:='двести ';
3 : s:='триста ';
4 : s:='четыресто ';
5 : s:='пятьсот ';
6 : s:='шестьсот ';
7 : s:='семьсот ';
8 : s:='восемьсот ';
9 : s:='девятьсот ';
end;
a1:=a div 10 mod 10;
a0:=a mod 10;
if (a1<>1) then    begin
            case a1 of
             0 : s:=s;
             2 : s:=s+'двадцать';
             3 : s:=s+'тридцать';
             4 : s:=s+'сорок';
             5 : s:=s+'пятьдесят';
             6 : s:=s+'шестьдесят';
             7 : s:=s+'семьдесят';
             8 : s:=s+'восемьдесят';
             9 : s:=s+'девяносто';
            end;
            case a0 of
             0 : s:=s;
             1 : s:=s+' один';
             2 : s:=s+' два';
             3 : s:=s+' три';
             4 : s:=s+' четыре';
             5 : s:=s+' пять';
             6 : s:=s+' шесть';
             7 : s:=s+' семь';
             8 : s:=s+' восемь';
             9 : s:=s+' девять';
            end;
                  end
          else  begin
            case a0 of
             0 : s:=s+' десять';
             1 : s:=s+' одиннадцать';
             2 : s:=s+' двенадцать';
             3 : s:=s+' тринадцать';
             4 : s:=s+' четырнадцать';
             5 : s:=s+' пятнадцать';
             6 : s:=s+' шестнадцать';
             7 : s:=s+' семнадцать';
             8 : s:=s+' восемнадцать';
             9 : s:=s+' девятнадцать';
            end;
                 end;
if (a<100) or (a>999) then writeln ('Вы ввели неверное число: ')
                      else writeln ('Вы ввели число ',s);
end.

2. Решение олимпиадных задач прошлых лет

Задача "Гостиница" 2011 г.


Для проверки (решения) используем следующую таблицу:


Задача "Треугольная таблица" 2012 г.

3. Домашнее задание (олимпиадная задача)


Или задача из электронного учебника: case19.

понедельник, 19 ноября 2012 г.

Урок 10. Оператор выбора CASE

1. Проверка ДЗ

Рассмотреть решение задач  if23, if30.

2. Сложные условия

Выполнить задания (вместе, стр.18):
Boolean24;
...
Boolean33.

3. Оператор CASE

Оператор выбора работает следующим образом. Сначала вычисляется значение переключателя, выражения, стоящего после зарезервированного слова case, а затем выполняется оператор (или составной оператор), соответствующий результату вычисления переключателя. 
Если в списке выбора не окажется константы равной вычисленному значению ключа, то управление передается оператору, стоящему за словом else. Если ветка else отсутствует, оператор case не выполняет никаких действий.

case переключатель of
значение1 : оператор (группа операторов);
значение2 : оператор (группа операторов);
. . . 
значениеN : оператор (группа операторов)
else оператор (группа операторов);
end;
Рассмотрим решение задач case1case3  (стр. 22).
Самостоятельно выполните задания: case2, case4.

Решаем вместе задачу case16.

4. Домашнее задание

Найдите решение задачи case18.


понедельник, 12 ноября 2012 г.

Урок 9. Сложные условия

1. Рассмотреть решение ДЗ

Были заданы упражнения if5 и if6.

2. Продолжаем составлять сложные условия

Выполнить задания (вместе, стр.18):
Boolean16;
...
Boolean23.

3. Решение задач по теме

Решаем вместе:
if12;
if21.
Решаете самостоятельно:
if13;
if22;
if29.

4. Домашнее задание

Выполните следующие задания: if23, if30.

понедельник, 5 ноября 2012 г.

Урок 8. Логические выражения. Условный оператор

1. Простые условия

Выполнить задания (вместе, стр. 17):
  • Boolean1;
  • Boolean2;
  • Boolean3.

2. Сложные условия (союз not, and, or)

Выполнить задания (вместе):
  • Boolean4;
  • ...
  • Boolean15.

3. Условные оператор

Полное ветвление, неполное ветвление, блок-схема.
Выполните задания (вместе, стр. 20):
  • If1;
  • If3.
Выполните задания (самостоятельно):
  • If2;
  • If4.

4. Домашнее задание

Выполните задания if5 и if6.

понедельник, 29 октября 2012 г.

Урок 7. Итоговая работа

За каждую выполненную задачу (не рассматриваемую ранее) можно получить 10 баллов.
Ввод и вывод данных, оператор присваивания:
1 2 3 6 7 8 9 11 12 14 15 16 17 18 19 20 21 24 25 26 27 29 30 31 32 33 34 35 36 37 39 40
Целые числа:
1 2 3 4 5 7 9 10 14 16 17 18 22 23 27 28 29 

понедельник, 22 октября 2012 г.

Урок 6. Целые числа (продолжение)

1. Проверка ДЗ

2. Решение задач по теме

Вместе: integer19. Самостоятельноinteger20,integer21.
Вместе: integer24. Самостоятельно: integer25, integer26.
Вместе: integer30.

3. Домашнее задание

Подготовка к зачету по темам "Ввод и вывод данных, оператор присваивания" и "Целые числа".

понедельник, 15 октября 2012 г.

Урок 5. Целые числа

1. Проверка ДЗ

2. Операции с целыми числами. Функции div и mod

x div y – целочисленное деление – возвращает целую часть частного.
x mod y – получение остатка от целочисленного деления.

Задание. Вычислите значение выражения, содержащего операции div и mod:

2. Решение задач по теме

Решаем вместе (стр. 15): 
  • integer6;
  • integer8;
  • integer11.
Самостоятельно:
  • integer12;
  • integer13.

3. Домашнее задание

Напишите программу для решения задачи integer15.

вторник, 9 октября 2012 г.

Урок 4. Операторы ввода-вывода

1. Проверка ДЗ

Решение задачи begin13.

2. Оператор вывода 

Для вывода в окно вывода используются стандартные процедуры write и writeln. Они могут вызываться как без параметров, так и со списком параметров. Параметры в списке перечисляются через запятую.
Процедура writeln после вывода своих параметров осуществляет переход на следующую строку.

В процедурах вывода write и writeln после каждого выводимого значения типа может указываться формат вывода, представляющий собой двоеточие, после которого следует целое число или выражение. Это число или выражение задает ширину поля вывода, то есть количество позиций, отводимых под выводимое значение. Если длина выводимого значения меньше ширины поля вывода, то выводимый текст дополняется слева пробелами до нужной ширины; в результате выводимое значение выравнивается по правому краю. Если длина выводимого значения больше ширины поля вывода, то формат вывода игнорируется. 

Например, если a, b - целые переменные, то при выполнении операторов

a:=-2437; b:=13555;
writeln(a:6,'Привет!':9);
writeln(b:1); 
в окно вывода будет выведен следующий текст:
 -2437  Привет!
13555
Для самостоятельного решения: 
1. Напишите программу, которая выводит на экран следующую картинку:
     *
    ***
   *****
  *******
 *********
***********
2. Напишите программу, которая выводит на экран следующие числа (не картинка!):
       1
      12
     123
    1234
   12345
  123456
 1234567
12345678

3. Оператор ввода с клавиатуры

Для ввода с клавиатуры используются стандартные процедуры read и readln. Они могут вызываться как без параметров, так и со списком параметров. Параметры в списке перечисляются через запятую. Процедура readln после ввода своих параметров осуществляет переход на следующую строку.
Для самостоятельного решения: 
1. Выясните практически как можно разделять данные при вводе (если вводится несколько значений). Данные обязательно выведите на экран, чтобы убедиться в корректности ввода.

4. Решение задач по теме

Решаем вместе:  begin22.
Для самостоятельного решения:  begin23.

5. Домашнее задание

Напишите программу для решения задачи begin38.

понедельник, 1 октября 2012 г.

Урок 3. Числовые типы данных

1. Задания на повторение

Верно ли записаны выражения в строчной форме? Если нет, то выпишите все возможные верные выражения:

2. Тест "Строчная форма записи"

3. Числовые типы данных в PascalABC

Для временного хранения информации используются константы и переменные. Они могут быть различных типов. Рассмотрим некоторые из них:
  • беззнаковые целые числа (word и byte);
  • целые числа (integer);
  • вещественные (действительные) числа (real).

4. Задачник М.Э.Абрамяна

Дистрибутив PascalABC содержит задачник М.Э. Абрамяна по программированию (в платной версии это задачник электронный). В бесплатной версии задачник доступен в формате .pdf. Находится в меню Помощь - Электронный задачник PT. В ТК (терминальном классе) учебник выложен на рабочий стол каждого юзера. Сейчас рассматриваем задачи раздела "Ввод и вывод данных, оператор присваивания" (стр. 11).
Решаем вместе:
  1. begin4;
  2. begin10.
Для самостоятельного решения: 
  1. begin5 (10 баллов);
  2. begin28 (15 баллов).
5. Домашнее задание
Напишите программу на Паскале для решения задачи begin13.

понедельник, 24 сентября 2012 г.

Урок 2. Строчная форма записи

1. Математические операции

2. Приоритет операций

Задания для самостоятельного решения 
1) Запишите в строчной форме и расставьте порядок действий:
2) Запишите в строчной форме следующие математические выражения:

3) Напишите в математической форме следующие выражения:


вторник, 18 сентября 2012 г.

Урок 1. Язык программирования


1. Знакомство с историей языков программирования

2. Установка PascalABC 

Скачать дистрибутив свободной версии можно по адресу http://sunschool.math.sfedu.ru/pabc/ вот по такой ссылке Скачать Pascal ABC & Programming Taskbook Mini Edition (версия 3.0.1 от 5.03.07, 5.7 Мб).
К сожалению, данный архив содержит троян (файл sysunima.exe в папке system32). Если у вас хороший антивирус (например, свежий Касперский), то вы можете смело скачивать данный архив и ставить на свой компьютер.
Если с антивирусом проблема, то предлагаю поступить следующим образом: скачать архив   http://files.mail.ru/FE85P3 (ссылка действительна до 18 октября 2012), распаковать его и поместить папку PABC в папку Program Files системного диска (вероятнее всего C:), а папку PABCWork в головной каталог системного диска.

3. Установка задачника

Дистрибутив PascalABC содержит задачник М.Э. Абрамяна по программированию (в платной версии это задачник электронный). В бесплатной версии задачник доступен в формате .pdf. Находится в меню Помощь - Электронный задачник PT.
В ТК (терминальном классе) учебник выложен на рабочий стол каждого юзера. Необходимо поместить его в свою личную папку.

4. Знакомство с интерфейсом

Загрузите готовые программы из папки SAMPLES. Научитесь запускать программу, останавливать, вводить данные, просматривать результаты.

5. Алфавит языка. Идентификатор

Под алфавитом языка понимают совокупность допустимых символов. В языке Паскаль используются символы ASCII (American Standard Code for Information Interchange — американский стандартный код обмена информацией). Можно выделить четыре основные группы символов: символы, используемые в идентификаторах, разделители, специальные символы и неиспользуемые символы.
Идентификатором считается любая последовательность латинских букв или цифр, начинающаяся с буквы. Буквой считается также символ подчеркивания "_". Зарезервированные слова (перечень можно посмотреть в справке) являются служебными и не могут быть переопределены пользователем, т.е. их нельзя использовать как имена пользовательских объектов.
Неиспользуемые символы   это коды ASCII, которые используются только в комментариях и символьных строках, но не в языке. К ним относятся все русские буквы, а также символы %, &, !.
Задания для самостоятельного решения
Выберите верные идентификаторы:
1
2
3
4
5
6
z1
101z
x 1
privet
привет
break
7
8
9
10
11
12
Gggg
Summ_pol
_pol
Summ _«5»
Label(a)
while5

6. Домашнее задание

Установите на домашнем компьютере PascalABC.